» » Чем полезно чтение?

Чем полезно чтение?

Почему читать важно


Выпускники 2015 года столкнулись с очередным нововведением, которое представляло собой сочинение объемом не менее 250 слов. На выбор предлагались пять тем. Критерии проверки нисколько не ограничивали творческие порывы школьников. Словом, нужно было выбрать понравившуюся тему и сразить эксперта своим умением выстраивать логические предложение, подкреплять их аргументами и, не поверите, мыслить творчески и оригинально. Таких заданий не было уже слишком давно. Чего следовало ожидать от ребят, которых растят для выполнения одной миссии: написать достойно Единый Государственный Экзамен, где нет места творчеству и собственным мыслям? Уж точно ничего хорошего.

Школьники, привыкшие думать «как надо», переносить чужие мысли в бланки ответов, отгонять от себя собственное мнение, испугались неожиданного предложения сказать все, что они думают по выбранной теме. Большая часть работ, по свидетельству экспертов, поразила шаблонностью и заурядностью. В этом нет вины учеников или учителей, даже Единый Государственный Экзамен нельзя однозначно назвать причиной подобного провала. ЕГЭ имеет и плюсы и минусы. С одной стороны, это система, которая ставит всех в одинаковые условия, а ее строгие критерии рассчитаны на объективную оценку каждого экзаменуемого. С другой стороны, ЕГЭ заставляет учителей направлять все свои силы не на образование, а на подготовку, а учеников отрабатывать навыки по решению тестов. Что же делать?

Нужно научить детей любить книги. Ответственность за реализацию этого несут и родители, и учителя, и сами ученики. Чтение поможет развить язык, который сейчас в сознание школьников в виде набора орфограмм. С чтением и правила усвоятся, и мышление усовершенствуется, и умение изъяснять появится.

Почему в одиннадцатом классе вдруг обнаруживается, что выпускник ничего не читал? Он просто не умеет читать, не умеет с нетерпением перелистывать страницы, желая узнать, что дальше, не умеет держать книгу с осознанием того, что здесь вся мудрость веков. Надо показать это, и первыми проводниками, безусловно, считаются родители. Учителя не могут в полной мере использовать свои возможности, их все время тяготит ЕГЭ и его значимость для учеников в будущем. Однако литература – предмет, который нельзя загонять в критерии, планы, формулы и единое мнение. Знания по литературе совершенно бессмысленно проверять посредством ЕГЭ. Слишком велик человеческий фактор при проверке. В случае с литературой экзамен теряет объективность.

Отличное руководство по подготовке к ЕГЭ по литературе звучало бы так: «Чтобы сдать ЕГЭ по литературе нужно меньше читать полных текстов, ознакомиться с пособием для подготовки к ЕГЭ с готовыми анализами произведений, запомнить несколько строк для цитирования и максимально бездумно все это перенести в бланк ответов. Желательно не пытаться проникнуть в глубину вопроса, а написать прямой ответ без «воды». Существует множество примеров такой тактики и, самое ужасное, ее успеха. Ученики с более широкими знаниями получают менее высокий результат.

Некоторые учителя литературы все же имеют смелость идти против правил ЕГЭ, говоря ученикам: «Это все бумажки, гораздо важнее, что за ними. Говорите свое мнение, я хочу знать, что вы думаете, ведь только от вас и ваших мыслей зависит наше будущее». После этого следовало бурное обсуждение произведения между двумя – тремя учениками. Если такой учитель не мог увлечь всех, то кто? Только родители, именно в их руках будущее. Читайте с детьми книги, учите их мыслить, анализировать, понимать, учите их любить.


Теги: чтение, егэ